boojum_1: (shakespeare)
[personal profile] boojum_1
Как все начиналось

Театр: Глобус
Режиссер: Тим Кэрролл
В ролях: Марк Райленс, Джонни Флинн, Стивен Фрай, Сэмюэль Барнетт

twelfth_night



Сначала немного про театр "Глобус".

Место это довольно специфическое. Он был открыт в 1997 году почти на том же месте, где в 17 веке располагался оригинальный Globe Theatre. Построен по образу и подобию оригинала с использованием аутентичных материалов и технологий. Как нетрудно понять из названия, он такой... довольно округлый)) Крыша отсутствует. Крошечная деревянная сцена с двумя колоннами по бокам. Вокруг сцены вплотную толпятся зрители — на стоячих местах. И по кругу друг над другом несколько галерей с деревянными скамьями. Вот как это выглядит: Shakespeares_Globe_Theatre-London

Зрители почти в каждом спектакле играют некоторую роль — часто актеры обращаются непосредственно к какому-нибудь бедолаге в первом ряду или ко всей толпе разом. Иногда персонажи появляются на сцене прямо из гущи толпы (меня всегда удивляет, откуда они берутся). Особенно эффектно это выглядело в "Генрихе V" во время монолога "Once more unto the breach". Я повешу ролик в соответствующем посте.

Декорации в спектаклях почти отсутствуют, а если есть, то весьма условные. В частности в "Двенадцатой ночи" из декораций — скамья, стол и стилизованный куст для подслушивания. И еще алебарда:) На сцене такого размера особо не разгуляешься, поэтому остается чистый Шекспир. Все глобусовские спектакли, что я видела, совершенно классические, никаких этих ваших постмодернистских изысков. Не последнюю роль в восприятии играет музыка. Музыканты (в средневековых одеждах со средневековыми инструментами) обычно стоят на небольшой галерейке прямо над сценой.

И еще мне нравится, что каждый спектакль заканчивается коллективным танцем актерского состава. Это может быть разудалая джига или размеренный менуэт, но смотреть всегда интересно:)

Чем особенно хорош "Глобус" — все свои снятые спектакли он выпускает на dvd (уже набралось больше десятка), а значит найти их при желании не так сложно, как прочие.




Внимание! Возможны спойлеры.

"Двенадцатая ночь", мой первый Шекспир.

Это первая (и пока единственная) пьеса из виденных мною, где все роли исполняют мужчины — совсем как в 16 веке. Именно здесь этот прием смотрится особенно удачно. Как справедливо заметила в комментариях [livejournal.com profile] kivi_1809, появляется дополнительный комический эффект, когда мужчина играет женщину, притворяющуюся мужчиной.
Кроме all male cast пьеса выделяется нестандартной трактовкой образа Оливии.
После прочтения я представляла Оливию примерно так: edmund_blair_leighton_olivia_nevsepic.com.ua.
Это классический портрет Оливии работы Эдмунда Блэра Лейтона.

А вот как она выглядела в спектакле: olivia_mark_rylance.
Это патриарх британской сцены Марк Райленс. И, надо сказать, у него получилась замечательная Оливия — прима, затмевающая всех и вся. Через пять минут совершенно забываешь, что это переодетый мужик пенсионного возраста и даже уже не удивляешься тому, что половина персонажей в нее влюблены (ну или, как минимум, мечтают о женитьбе:))

Вообще тут весь каст совершенно прекрасен. Обычно хоть кто-нибудь мне не нравится, не соответствует моему представлению о внешности персонажа или о его характере или просто раздражает. А тут даже придраться не к кому. Стивен был предсказуемо замечателен в роли злодея, который получился совсем не злодей. Понравился Джонни Флинн в роли Виолы. Интересно, что он сводный брат Джерома Флинна (который Бронн в "Престолах"), а по основному занятию — фронтмен группы Johnny Flynn & The Sussex Wit. Послушала из любопытства, но его музыка оставила меня равнодушной, за исключением одной песенки — я ее в конце поста опубликую, очень привязчивая. Сэма Барнетта давно люблю, так что порадовалась ему в роли Себастьяна. Еще служанка Мария и лирические песни шута Фесте запомнились.

Однако больше всего меня поразила разница восприятия при собственном прочтении, и, когда все то же самое видишь разыгранным в лицах. Субтитры были сделаны по тому же переводу, в котором я читала, и тем не менее все смотрелось по-другому, не так. Точнее, наоборот, так, как должно быть. Смешно, остроумно, забавно, лирично, поэтично, нескучно и вообще отлично. Наполено новыми смыслами и расцвечено яркими красками. Да, это меня тогда удивило, но с тех пор чтение пьес дается мне лучше, потому что я уже могу представить, как то или иное действие будет выглядеть на сцене (точнее, как бы я его обыграла, — хочу быть театральным режиссером:))

В общем, я вышла с показа просветлённой и довольной. И поняла, что хочу ещё.

Напоследок рекламный ролик спектакля.



И обещанная песня Джонни Флинна:



Продолжение, я надеюсь, следует.

Date: 2014-07-27 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] figosha.livejournal.com
Пасиб за такое просветительство. На диске давно уже лежит фильм 1996 года; все никак не дотянусь. Может теперь. Хоть и эрзац, но и то что-то. ))

Date: 2014-07-27 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] figosha.livejournal.com
А вот за линк отдельная благодарность. Не пытался даже искать, так как в оригинале все равно бы правильно не понял, а с сабами самое то! Опять же Фрая давненько не видел. )

Date: 2014-07-27 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
Не за что) Надеюсь, понравится.

Date: 2014-07-27 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kivi-1809.livejournal.com
Господи, и сюда следы "Игры престолов" ведут! Я не знала.))

А что касается специфики постановки, то просто глядя на картинки трудно представить, что таким прочтением персонажей (по крайней мере женских) можно проникнуться, уж больно они гротескны. Но в динамике всё удивительным образом встает на свои места, ведь Оливия и в самом деле ослепительна!)) Это и есть настоящее театральное искусство, когда грим, декорации, костюмы и прочий антураж второстепенны, важны только персонажи и развитие сюжета - вот оно, чистое актерское мастерство! И в камерной обстановке Глобуса это, наверняка, ощущается особенно остро.

Date: 2014-07-27 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
Да куда они только не ведут при таком-то обширном касте))

Да-да-да, вот ты прямо мои мысли выражаешь - жаль, я так хорошо писать не умею.

Date: 2014-07-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kivi-1809.livejournal.com
Ну вот еще, ты чудесно всё описала - и про сам театр, и про пьесу, да еще и столько познавательной информации добавила! Надеюсь, о других просмотренных спектаклях отзывы тоже будут.;)

Date: 2014-07-27 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
Спасибо)

В этот раз я даже могу пообещать с вероятностью 99%, что отзывы будут, потому что они уже почти готовы)

Date: 2014-07-27 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dana-lana.livejournal.com
как чудесно!

Date: 2014-07-27 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
Угу.

А я вот сегодня как с утра прочитала, так целый день вспоминаю, как ты трогала питона, и содрогаюсь))

Date: 2014-07-28 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dana-lana.livejournal.com
да мы сами сегодня встретились с утра с коллегой В. и тоже ещё раз вздрогнули, вспомнив это ощущение!!!

Date: 2014-07-29 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] me-cuppa.livejournal.com
Очень познавательно )

Реконструированный Глобус впечатляет. У тогдашних зрителей должны были быть здоровые ноги (и никаких каблуков-шпилек)! )) Наверное, я бы не выстояла. Во всяком случае, мысль "куда бы присесть?" очень отвлекает от Шекспира.

Красивейший портрет Оливии.

Я тут поняла, что спутала "12 ночь" и "Сон в летнюю ночь"... ))

Date: 2014-08-01 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
Сорри за задержку с ответом, совсем забыла про этот твой коммент))

Почему только у тогдашних? Сегодняшние точно также стоят)) Еще не забывай, что может быть дождь, а крыши нет. Тогда многие стоят в дождевиках. На съемках некоторых спектаклей это видно. Кстати, еще один познавательный факт: по-английски эти стоячие зрители называются groundlings. Это были (и есть) самые дешевые места (в 16 веке - за один пенни, щас - несколько дороже:))). Я бы, наверное, выстояла, особенно, если пьеса была бы интересная))

>Я тут поняла, что спутала "12 ночь" и "Сон в летнюю ночь"... ))
Да, это разные пьесы)) Вторую я только читала - ни одной экранизации пока не видела.

Date: 2014-08-01 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] me-cuppa.livejournal.com
Еще не забывай, что может быть дождь, а крыши нет. Тогда многие стоят в дождевиках.
Ужос. Ну, это из разряда культурного экстрима )

Хотя, если подумать, я бы на кое-кого в "Макбете" тоже посмотрела бы с перспективы groundling )

Date: 2014-08-01 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
>Хотя, если подумать, я бы на кое-кого в "Макбете" тоже посмотрела бы с перспективы groundling )

Что-то я торможу - это ты про кого?:)

Date: 2014-08-01 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] me-cuppa.livejournal.com
Шон Бин когда-то играл Макбета. Увы, те времена давно прошли )

Date: 2014-08-01 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] boojum-1.livejournal.com
А, да, точно. Я видело его фото в этой роли. Еще подумала, что он очень подходит по фактуре))

Profile

boojum_1: (Default)
boojum_1

April 2015

S M T W T F S
   1234
5678910 11
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 04:38 am
Powered by Dreamwidth Studios